Главная| Трекер ▼| Поиск| Правила| FAQ| |
Автор | Сообщение |
---|---|
rutracker-pro
Супермодератор ![]() Сообщения: 59515 ![]() |
Дорожные условия и безопасность движения ![]() Автор: Бабков В. Ф. Жанр:Учебное пособие Издательство: «Транспорт» Серия: ----- ISBN: 5-277-01402-0 Формат: PDF/DjVu( распознан)+DOC Качество: Распознанный текст(OCR) Количество страниц: 269 (271) Язык : Русский Освещены вопросы влияния дорожных условий на безопасность движения автомобилей и пешеходов. Описаны особенности дорожной сети и природно-климатических условий разных районов с точки зрения обеспеченности безопасности движения. Отмечена роль дорожников в решении проблемы безопасности движения. Рассмотрены пути обеспечения безопасности движения при проектировании новых, реконструкции, ремонте и содержании существующих дорог, показано значение мероприятий по организации движения в обеспечении безопасности. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Автомобильные дороги» и «Организация дорожного движения». Проблема безопасности движения по дорогам, существовавшая еще в эпоху конного транспорта, особенно активизировалась с появлением механических транспортных средств. Уже в 1831 г., когда в Лондоне делались первые попытки перевозки пассажиров на повозках с паровыми двигателями, случилось первое дорожнотранспортное происшествие, при котором повозка, объезжая детей, игравших на дороге, врезалась в стену дома и погиб водитель. После окончания второй мировой войны процесс автомобилизации опережает во всем мире темпы нового дорожного строительства и совершенствования существующей дорожной сети. В ряде стран насыщение дорожной сети автомобилями достигло значительных размеров и продолжает увеличиваться. В 1977 г. на 1 км протяженности дорожной сети Великобритании приходилось в среднем 46 автомобилей. В 1989 г. это число увеличилось до 89. Аналогично в Японии оно изменилось с 29 до 46, в Швейцарии — с33 до 48, во Франции — с 23 до 34 и в" США-—с 19 до 29. Автомобилям становится все теснее на дорогах, а в число участников движения включаются новые, малоопытные водители. Все это проявляется в снижении эффективности автомобильного транспорта и росте числа дорожнотранспортных происшествий. Во многих странах число погибающих на дорогах соизмеримо с числом жертв войн, тяжелых болезней и эпидемий. Дороги стали своеобразным «полем сражений», где ошибки людей, неорганизованность движения, несовершенство дорог и неисправности автомобилей выдвигают перед человечеством актуальную проблему борьбы за жизнь пользующихся дорогами. Делались попытки установления зависимости между числом смертельных исходов происшествий в год D, численностью населения в стране Р и количеством автомобилей N. Известна например формула английского профессора Рейбена Смида D / Р =0,0003(7^/Р)1 /3 Раскрывая общую тенденцию опасности дорожных происшествий, эта формула непригодна для прогноза роста происшествий или оценки степени обеспеченности безопасности движения, поскольку не учитывает множества влияющих факторов — плотности дорожной сети, качества дорог, рельефа местности, национальных особенностей населения, социальных условий и др. Проблема безопасности движения индивидуальна для каждой страны или даже ее районов и должна решаться самостоятельно. В развитых странах при росте численности парка автомобилей в результате предпринимаемых мер по улучшению состояния дорож-ной сети и организации движения удается снизить как относительный показатель аварийности на 100 млн автомобиле-километров пробега, так и абсолютное количество происшествий (рис. 1). В Советском Союзе в 1990 г. на дорогах погибло 63,3 тыс. чел. По числу дорожных происшествий он был на первом месте в мире, опережая США, где при существенно большем числе автомобилей погибло 46,8 тыс. чел. Продолжается рост жертв на дорогах и в России — с 35 360 чел. в 1990 г. до 37 500 в 1991 г. Обеспечение безопасности движения приобрело в стране общенациональное значение. Повышению безопасности движения был посвящен ряд правительственных постановлений. Решение проблемы безопасности дорожного движения требует проведения комплексных мероприятий и включает: уточнение требований к здоровью и физическому состоянию водителей, совершенствование их первоначальной подготовки и си-стематическое повышение квалификации; повышение требований к конструктивной безопасности автомобилей и техническому состоянию их в условиях эксплуатации; совершенствование требований к пользованию дорогами и соблюдению правил движения водителями; организацию и оперативное управление движением — активное и пассивное регулирование; своевременную информацию водителей о постоянных и меняющихся условиях движения по дороге (туман, гололед, ремонтируемые участки) установкой знаков, оповещением в печати, по радио и телевидению, изданием маршрутных карт с указанием опасных мест; совершенствование медицинской и технической помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Создание притрассовой системы телефонной связи; учет особенностей восприятия водителями дорожных условий в проектировании дорог и организации дорожного движения; обучение населения вопросам безопасности движения; совершенствование методов расследования дорожно-транспортных происшествий и разработку объективных методов оценки причин возникновения происшествий; поддержание службой ремонта и содержания дорог транспортно-эксплуатационных качеств дороги; разработку экономичных методов перестройки опасных мест; решение задач социологического характера — создание благо-приятных условий труда и быта водителей. Возникла новая отрасль техники — организация движения (Traffic Engineering), объединяющая вопросы проектирования, строительства и эксплуатации дорог, улиц и придорожной полосы местности, а также управления движением транспортных потоков, связанные с обеспечением безопасности, удобства и экономичности перевозок пассажиров и грузов. В нашей стране с 1974 г. начата подготовка инженеров новой специальности «Организация дорожного движения» как одна из мер по упорядочению движения по дорогам, повышения его безопасности и эффективности перевозок. Однако приведенный выше перечень мероприятий, влияющих на повышение безопасности движения, показывает, что она может быть обеспечена только совместными усилиями большого числа специалистов различных отраслей науки и техники и потребует проведения больших исследовательских работ. В данном учебнике показано, как на безопасность движения влияют дорожные условия, т. е. та обстановка, в которой осуществляются автомобильные перевозки и работают водители. В учебнике рассматривается преимущественно специфика повышения безопасности движения на участках дорог между населенными пунктами, хотя статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях показывают, что большой их процент случается в населенных пунктах. Но в загородных условиях безопасность движения в значительной степени зависит от дорожных условий и складывающихся под их влиянием режимов движения транспортных потоков. В населенных пунктах основная причина происшествий — недисциплинированность пешеходов и нарушение правил движения водителями. Дорожные условия играют второстепенную роль. Основным путем повышения безопасности становятся меры организации движения, рассматриваемые в специальных курсах («Организация дорожного движения» и «Транспортная планировка городов»). Глава 1. Дорожная сеть России к проблемы безопасности движения .. . 7 1.1. Сеть дорог России, задачи ее развития и обеспечения безопасности движения . . ' 7 1.2. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог России в характерных природных районах . 10 1.3. Характеристики дорожно-транспортных происшествий . . 14 1.4. Потери от дорожно-транспортных происшествий 16 1.5. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения . . 19 1.6. Сезонные изменения состояния дороги и их влияние на возникновение происшествий 22 1.7. Загрузка дороги движением, ее пропускная способность и безопасность движения . ,2 6 1.8. Опасные места на дорогах . .. . 30 Глав а 2. Причины возникновения происшествий, связанных с дорожными условиями . . . 33 2.1. Восприятие водителями дорожных условий и режимы движения по дорогам .. . . 33 2.2. Эмоциональная напряженность водителей при движении по дороге 37 2.3. Пути предотвращения происшествий, связанных с дорожными условиями .. . . . . 41 Глав а 3. Учет требований безопасности движения в нормах на проектирование дорог.. . ..44 3.1. Роль составляющих комплекса дорога – автомобиль-водитель в безопасности движения .44 3.2. Обоснование расчетных скоростей движения 48 3.3. Расчетные схемы и характеристики движения автомобилей, параметры водителей .. . .4 9 3.4. Расчетная интенсивность, режимы и безопасность движения по дороге .. . . . .. . 53 Глав а 4. Влияние режимов движения и отдельных элементов дороги на опасность дорожно-транспортных происшествий 59 4.1. Влияние элементов трассы на безопасность движения . , 59 4.2. Влияние интенсивности и скорости движения .. . .. . 60 4.3. Влияние элементов поперечного профиля 64 4.4. Влияние числа полос движения на проезжей части и ширины разделительной полосы ...68 4.5. Влияние расстояния видимости . 71 4.6. Влияние продольных уклонов и радиусов кривых в плане . . 76 4.7. Влияние искусственных сооружений 79 4.8. Влияние крутизны откосов насыпей и препятствий на придорожной полосе . 81 4.9. Участки дорог в пределах малых населенных пунктов . . 87 4.10. Пересечения и примыкания дорог в одном уровне . 90 4*11. Пересечения дорог в разных уровнях . 97 Глав а 5. Взаимное сочетание элементов дороги и безопасность движения . 102 5.1. Сочетания элементов трассы . . 102 5.2. Прямые участки дорог . . . 103 5.3. Извилистость трассы в плане .. . . 105 5.4. Сочетания элементов трассы и безопасность движения . . . 110 5.5. Экологическая обстановка и безопасность движения 115 Глав а 6. Методы оценки опасных участков дорог . .12 0 6.1. Пути подхода к выявлению опасных участков дорог 120 6.2. Оценка условий движения но линейным графикам коэффициентов аварийности 125 6.3. Оценка трассы методами коэффициентов безопасности и шума ускорений 133 6.4. Метод конфликтных ситуаций . 138 6.5. Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне 141 6.6. Оценка безопасности движения на пересечениях в разных уровнях .. . . ... . Глав а 7. Обследование дорог для оценки безопасности движения 147 7.1. Задачи обследования дорог 147 7.2. Определение геометрических элементов дороги .. . 149 7.3. Измерение скоростей движения 153 7.4. Оценка ровности и коэффициента сцепления покрытий . 155 7.5. Оценка интенсивности движения . . , . .16 1 Глав а 8. Способы устранения опасных мест на дорогах . . 164 8.1. Принципы устранения опасных мест на дорогах 164 8.2. Очередность проведения мероприятий по обеспечению безопасности движения - . 169 8.3. Исправление продольного профиля и улучшение условий движения на подъемах и спусках 172 8.4. Улучшение условий движения по кривым малого радиуса в плане . 176 8.5. Перепланировка пересечений как средство повышения безопасности движения .. . . ,18 0 8.6. Устройство пересечений канализированного типа . 182 8.7. Оборудование железнодорожных переездов 187 8.8. Оборудование автомобильных дорог для обеспечения безопасности пешеходов . . ...189 8.9. Велосипедные дорожки ..... . 192 8.10 Экономическое обоснование мероприятий по обеспечению безопасности движения 196 8.11. Эффективность мероприятий по устранению опасных мест на дорогах . . .. . . . . . 197 Глав а 9. Обеспечение безопасности движения по дорогам в процессе текущего содержания 201 9.1. Роль службы ремонта и содержания дорог в обеспечении безопасности движения . . 201 9.2. Учет и накопление данных о дорожно-транспортных происшествиях .. 202 9.3. Влияние погодных условий на безопасность движения 206 9.4. Борьба со скользкостью покрытий 210 9.5. Повышение ровности покрытий .. . 218 9.6. Ограждение дорог . . 220 9.7. Улучшение условий ночного движения . . 227 9.8. Обеспечение безопасности движения при ремонтных работах на дороге ... . . 233 9.9. Организация перевозок большегабаритных и тяжеловесных грузов и пропуск интенсивного движения . 236 Глав а 10. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения .. . 239 10.1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности . . 239 10.2. Обеспечение безопасности движения пешеходов .. . . 240 10.3. Управление скоростями движения автомобилей 243 10.4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги ... . 248 10.5. Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков 252 10.6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения 256 10.7. Меры обеспечения безопасности движения . , . 260 Заключение . . . . 264 Список литературы для углубленного изучения . 267 Распознан и сформирован в PDF и DjVu - внутреняя навигация с поиском по тексту, оглавлению (правда не все) и копированием, всё можно скачать раздельно. DOC - без редакции, но это для тех, кому нужно. Помоги нашему сайту на расходы за сервер и качай торренты НЕОГРАНИЧЕННО!Пожертвовать 100 ₽ ![]() Или 2204 1201 2214 8816, с комментарием "Помощь трекеру" Связь с администрацией |
Страница 1 из 1 |
![]() |
|