(Фильм-опера/Opera) Обер - Фра Дьяволо / Auber - Fra Diavolo (Buzea, Rawlins, Sandner, cond. Jiri Kout) Год выпуска: 1982
Страна-производитель: Германия, Дюссельдорф Жанр: opera Продолжительность: 1:21:19 Язык: немецкий Перевод: отсутствует Субтитры: отсутствуют Режиссер/Хореограф: Otto Schenk Исполнители: Fra Diavolo - Ion Buzea, Zeline - Emily Rawlins, Matteo - Arwed Sandner, Lord Kookburn - Peter van der Bilt, Pamela - Jeane Piland, Lorenzo - Douglas Ahlstedt, Giacomo - Alfred Kuhn, Beppo - Udo Holdorf, Pedro - Gunther Bittrmann, Ein Soldat - Siegfried Etienne, Francesco - Josef Haug,
Описание: ФРА-ДЬЯВОЛО, или Гостиница в Террачине (Fra Diavolo, ou L'hotellerie de Terracine) — комическая опера Д. Ф. Э. Обера в 3 д., либретто Э. Скриба. Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 28 января 1830 г.
Под именем Фра-Дьяволо (что значит «брат Дьявол») скрывался Микеле Пецца (1771-1806), ставленник неаполитанской королевы Каролины в ее борьбе с республиканцами и войсками Наполеона. Он был казнен французами. Кровавые подвиги Фра-Дьяволо неоднократно служили темой для писателей — в частности, А. Дюма-отец изобразил его в романе «Сан-Феличе». Однако в опере разбойник, контрреволюционер, слуга королевы и католической церкви превращен в фигуру трагикомическую. Несомненно, Скриб использовал некоторые ситуации рассказа американского писателя В. Ирвинга «Гостиница в Террачине» (1826). В опере Фра-Дьяволо — ловкий грабитель, легко меняющий имена и обличья (голова его оценена в десять тысяч пиастров). Под видом маркиза он поселяется в гостинице, где остановилась богатая английская супружеская чета. Фра-Дьяволо собирается ограбить их с помощью своих сообщников. Жандармскому офицеру Лоренцо, приревновавшему невесту Церлину к «маркизу», удается убить разбойника. Существует и другой вариант финала, правда не принадлежащий Оберу: Фра-Дьяволо в последнюю минуту спасается. Достоинство музыки, напевной, яркой, брызжущей весельем, хороший сценарий, благодарные партии — все это обеспечило опере долгую сценическую жизнь. Заглавная партия принадлежит к числу наиболее удачных и выигрышных в мировой оперной литературе. Успех сочинения Обера вызвал появление пародийной оперетты Пуассона «Фра-Дьяволино», поставленной в Париже в 1858 г. В наше время следует отметить постановку оперы в Милане («Ла Скала») в 1991 г. В какой-то мере Фра-Дьяволо можно было бы назвать комедийным вариантом Дубровского. Но персонаж Обера, конечно, не обладал ни благородным романтизмом пушкинского героя, ни значительностью социальной идеи. Впрочем, как известно, оперный Фра-Дьяволо имеет свой исторический прообраз: на рубеже XVIII и XIX веков в Калабрии, наиболее бедном районе Италии, под этим именем (связанным с монашеским происхождением: фра означает брат) действовал легендарный разбойник. Он слыл не только грозой богачей и защитником бедноты но и активным участником, быть может, даже главой крестьянского движения против французских оккупантов, за что и поплатился головой. Разумеется, в ловко скроенном либретто Скриба и легкой, веселой, динамичной музыке Обера мы не найдем и намека на подлинного Фра-Дьяволо. Правда, в старых постановках оперы (ее премьера состоялась в 1830 году в Париже, через год она уже шла в Петербурге, а оттуда широко распространилась по русской провинции) героя тоже поджидала пуля жандарма. Но эта драматическая концовка шла абсолютно вразрез с комедийным действием спектакля, порой приближающимся к фарсу. Ведь блестящая, искрометная муза Обера подарила искусству и романтическую Фенеллу», «большую оперу», повествующую о народном восстании в Неаполе, и вместе с тем дала жизнь веселому, остроумному жанру оперетты, который так удачно затем развил Оффенбах. «Фра-Дьяволо» — великолепный образец французской комической оперы, подлинно гальского остроумия и жизнелюбия, легкости и изящества композиторского мастерства, неисчерпаемой мелодической щедрости. Арии, куплеты, бесконечные терцеты, хоровые ансамбли, спаянные четкой конструкцией драматургии, отличаются виртуозным мастерством вокального письма и динамичностью. И, конечно, Большой театр правильно поступил, выдержав весь спектакль в веселом, ироничном духе. Сюжет оперы разворачивается так: в маленькую горную таверну приезжает взволнованная чета богатых англичан — их ограбили разбойники, забрав шкатулку с бриллиантами. Вслед за ними является очаровательный маркиз — леди узнает в нем их соседа по карете, который явно пленился прелестями англичанки. Маркиз продолжает ухаживать за леди, вызывая ревность мужа. Никто не подозревает в обаятельном, нарядно одетом молодом человеке — Фра-Дьяволо, грозу здешних мест, за поимку которого назначена неслыханная награда — двадцать тысяч скудий! Эта цифра вселяет вновь надежду в сердца дочери, трактирщика Церлины и ее возлюбленного Лоренцо, командира отряда карабинеров. Если Лоренцо поймает Фра-Дьяволо — он получит в жены Церлину, а нет, то не видать ему девушки. По воле отца она выйдет замуж за местного богача. Но зачем же явился сюда Фра-Дьяволо? Оказывается, он недоволен тем, что его подручные, ловко забрав у англичан бриллианты, оставили при них деньги. Выведав у леди, где находится их капитал, Фра-Дьяволо разрабатывает блистательный (и очень легкий) план похищения. Когда вещи и деньги англичан уложат в карету, друзья дадут ему знать. И пока лорд и леди, Церлина и Лоренцо будут разбираться в своих отношениях (ведь известно, что это довольно долгая и запутанная церемония, в которой все правы), а карабинеры будут заняты ловлей Фра-Дьяволо, он, переодевшись в сутану священника, заморочит им голову, а затем, вновь приняв обличье маркиза, эффектно уедет в карете с вещами англичан.
Доп. информация: Если вы желаете посмотреть оперу "Фра Дьяволо" Франсуа Обера, то это по-моему единственная видео-постановка, доступная сегодня в сети Интернет. К сожалению, отсутствуют субтитры, но сама постановка довольно интересная. Качество видео: SATRip Формат/Контейнер: AVI Видео кодек: DivX Аудио кодек: MP3 Видео поток: DivX 5 720x512 25.00fps 1000kbps Аудио поток: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps