G.Rossini - Stabat Mater - Дирижер Оганес Чекиджян
Жанр: vocal
Год выпуска: 1974
Лейбл: Мелодия
Страна-производитель: СССР
Аудио кодек: APE
Тип рипа: tracks
Формат записи: 16/44100
Формат раздачи: 16/44100
Продолжительность: 59'
Треклист:
I c т о р о н а (29.47)
1. Интродукция (квартет солистов и хор)
2. Ария (тенор)
3. Дуэт (сопрано и меццо-сопрано)
4. Ария (бас)
5. Хор и речитатив
II с т о р о н а (27.38)
6. Квартет
7. Каватина (меццо-сопрано)
8. Ария (сопрано и хор)
9. Хор
10. Финал
ИЗАБЕЛЛА АЙДИНЯН (сопрано)
ГОАР ГАЛАЧЯН (меццо-сопрано)
МИХАИЛ ДОВЕНМАН (тенор)
МИГРАН ЕРКАТ (бас)
Государственная хоровая капелла Армении
Государственный симфонический оркестр кинематографии Дирижер ОГАНЕС ЧЕКИДЖЯН
Источник оцифровки: автором раздачи
Код класса состояния винила: G
Устройство воспроизведения: Вега 002
Предварительный усилитель: Aureon
АЦП: Aureon
Программа-оцифровщик: SF
Обработка: Щелчки
Хоровые произведения составляют относительно небольшую, но все же существенную часть творческого наследия Дж. Россини. Духовная музыка Россини представлена трехголосными псалмами, тремя мессами (наиболее значительна «Маленькая торжественная месса», созданная в 1863 г.), четырех- и восьмиголосными хорами. Среди духовных сочинений особое место занимает «Stabat Mater», написанная .для четырех солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас), хора и симфонического оркестра.
«Stabat Mater» — одна из самых крупных, монументальных работ позднего, «послеоперного» периода жизни композитора. Первая мысль об этом сочинении зародилась еще в 1831 году после посещения Мадрида, куда пригласил маститого композитора дон Мануэль Варела, чтобы заказать ему «Stabat Mater». Россини принял предложение, углубился в работу, но в тот период ему удалось выполнить только часть труда. Прошло десять лет, прежде чем композитор возобновил прерванную болезнью работу и завершил музыку «Stabat Mater» в 1841 году.
«Stabat Mater» — вид католической хоровой композиции, написанной на латинский текст широко распространенного в средние века стихотворения, начинавшегося словами «Stabat Mater dolorosa» («Мать скорбящая стояла»). Предполагается, что автором текста был Якопоне да Тоди, умерший в 1306 году. На музыку стихотворение было положено в конце XIV века и вошло в певческую практику в виде секвенции. Тема «Stabat Mater» — тема страдания и искупления — на протяжении пяти веков привлекает композиторов разных школ и направлений. Первые классические образцы строгой хоровой полифонической композиции мы встречаем у Жоскена Депре и Палестрины. С введением партий солистов жанр «Stabat Mater» все более приближается к кантате. Таковы работы Перголези и Скарлатти, Гайдна и Шуберта, Верди и Дворжака, Шимановского и Пуленка. В русской музыке «дань» этому жанру отдал Серов.
«Stabat Mater» Россини занимает особое место, обнаруживая непосредственную близость прежде всего к оперному жанру. Богатый мелодически и дар композитора позволил ему насытить арии, ансамбли, хоры выразительными мелодиями.
Первая часть сочинения (шесть номеров) была с большим успехом исполнена 31 октября 1841 года в Париже в зале Герца. Премьера произведения в полном варианте состоялась 7 января 1842 года в зале Вентадур. Солировали Гризи, Аль-бертацци, Марио и Тамбурини. Показательно, что обе премьеры (и «малая» и «большая») состоялись не в церкви, а в концертных залах. И это не случайно. Духовнэя музыка Россини стояла слишком далеко от основных «магистралей» церковного искусстве.
В мае 1922 года пала Пий X опубликовал «черный список» музыкальных произведений, не получивших одобрения церкви и запрещенных к исполнению. Безоговорочное «вето» наложено было папой на духовную музыку Россини: «Все произведения Россини должны быть исключены из практики исполнения католической церкви, как не соответствующие духу церковной музыки. С этой точки зрения особое возражение вызывает «Stabat Mater».
«Stabat Mater» — произведение величественное и вдохновенное. В музыке Россини религиозная драма наполнена жизненным человеческим чувством. Большая этическая тема страдания и искупления «прочтена» композитором по-своему, а общий эмоциональный тонус сочинения остается жизнеутверждающим, оптимистическим, столь характерным для всего творческого облика Россини.
Партитура «Stabat Mater» привлекает поэтичностью и глубоким лиризмом музыки. Лирика, как основная образная сфера сочинения, представлена широко и многогранно: то сдержанно-величавая, то элегически-задумчивая, временами строгая и грустная, иногда «улыбчивая», нежная, но всегда человечная, земная.