Регистрация ·  Логин: Пароль: Запомнить   · Забыли пароль?




Ответить на тему
Автор Сообщение

Модератор
Аватара пользователя

С нами: 11 лет 3 месяца
Сообщения: 30721
Россия

Сообщение 20 июл 2015, 17:11 

[Цитировать]

Ерке. Культъ сына неба в Сѣверной Азiи: матеріалы къ турко-монгольской миѳологіи / Ерке. Культ сына неба в Северной Азии: материалы к тюрко-монгольской мифологии


Год: 1916
Автор: Потанинъ Г.Н. / Потанин Г.Н.
Жанр: Мифология, фольклор
Издательство: Томск, Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 136
Описание: Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) – известный русский географ, этнограф, публицист, фольклорист, ботаник, один из основателей сибирского областничества (сепаратистского течения в Сибири).
В книге «Ерке. Культ сына неба в Северной Азии» Потанин обрисовал в образах легенды Монголии, повествующие об Ерке, участнике сотворения мира, сыне творца, свергнутого в преисподнюю и ведущего вечную борьбу с царем неба. Он изложил поэмы о сыне неба, фигурирующем в образах Цороса, Ирин-саина, Гэсэра и Чингиз-хана, и обряды, связанные с его почитанием. Он рассмотрел перенесение этого культа из Азии на Запад, привел сказания Кавказа, киргизских степей и сказки, распространенные в русских губерниях, и предположил, что культ Иисуса Христа, сына неба, возник на востоке у народов Центральной Азии задолго до зарождения христианства в традиционном его понимании.
В данной работе Потанин сосредоточивается на фольклорном материале азиатских народов о «Сыне Неба» и его приключениях на земле, который он соотносит с сюжетом сотворения мира Богом и его Сыном.
Важнейшее место в размышлениях учёного занимают вопросы взаимовлияния язычества, христианства и буддизма, о фольклорных истоках буддизма и христианства; при этом Потанин стремится доказать именно азиатские фольклорные источники буддизма и христианства.
Характерна сама научная проблема, которой посвящена книга. Вот как её формулирует сам Потанин: «В 5 в. по Р. Хр. христианство было перенесено в северный Китай. Здесь мы наблюдаем странный факт, разъяснить который, кажется, до сих пор не брался ни один ориенталист: основатель христианства — Христос — не был известен китайцам-христианам под этим именем. В сев. Китае это имя заменили именем туземного происхождения - Ерке. <... Что может быть общего между легендой о грызуне и основателем великого учения? Но дальнейшие изыскания в области фольклора покажут, что переход от Ерке-сурка к Ерке — главе культа не представляется непреодолимым». На фольклорном материале Азии Потанин стремится исследовать судьбы христианства.
Общий дискурс Потанина поражает уникальной логикой движения от языческого фольклорного материала к Иисусу Христу: «В центральной Азии существовал культ сына неба <... Теперь монголы, буряты, сойоты и алтайцы все знают его под именем Ерлик-хана <... Возникли легенды о сыне неба, убитом на земле. В этих легендах сын неба изображается гонимым, невинным страдальцем. На этой почве возникли легенды о пригвождённом, распятом». Этот дискурс закреплён в самой структуре книги, первые главы которой написаны на азиатском фольклорном материале, затем входит материал славянского и западного фольклора, и последним разделом книги, её принципиальным финалом является глава под названием «Христианские апокрифы».
Особое место в книге занимают материалы монгольского сказания о Гэсэре — одном из трёх сыновей царя неба Хормустен-хана. «Последний получает известие, что на земле торжествует зло и что люди страдают. Царь неба решается послать одного из своих сыновей на землю. <... Эту миссию <... исполняет Гэсэр. Он воплощается на земле сыном одной девицы и, достигнув подходящего возраста, приступает к выполнению своей миссии». «На земле торжествует зло и люди страдают», «миссия», «воплощение на земле», «воплощение сыном девицы» — всё это очевидная стилистическая и содержательная христианизация фольклорного материала.
Трудно сказать, что определяло позицию учёного — сознательное стремление доказать исходное азиатское («тюрко-монгольское») происхождение христианства или подсознательное представление о христианстве как об оптимальной религиозной и культурной модели.
По богатству и новизне собранных этнографических материалов Григорий Потанин занимает первое место среди исследователей Азии конца XIX века.
Download
Для скачивания .torrent файлов необходима регистрация
Сайт не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм

Страница 1 из 1

Ответить на тему

   Похожие торренты   Торрент