О многозначности сущего по Аристотелю
Год: 2012
Автор: Брентано Ф.
Переводчик: Пер. с нем. Н.П. Ильина
Издательство: СПб.: Изд-во Института «Высшая религиозно-философская школа»
ISBN: 978-5-900291-30-7
Тираж: 300 экз.
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: LXIV, 247 с.
Скан/обработка: Полишинель & white_colonizer & Алькофрибас_
Описание: Книга "О многозначности сущего по Аристотелю" австрийского философа Франца Брентано - произведение, давно ставшее классическим для западных исследователей онтологии Аристотеля. Результаты исследования, представленные в этом труде, оказали огромное влияние на всех наиболее крупных философов XX столетия. Не только знаменитые ученики Брентано - Э. Гуссерль, 3. Фрейд, К. Штумпф, А. Мейнонг, но и М. Хайдеггер, Л. Ландгребе, Р. Ингарден, Э. Левинас, А. Койре, Я. Паточка, Э. Финк испытали на себе огромное влияние философа.
Оригинал издания, написанный еще готическим немецким шрифтом, содержит значительное количество развернутых цитат из философских трактатов Аристотеля и других авторов, использованных Брентано, как на древнегреческом и латинском, так и других европейских языках. Эти бесценные свидетельства философской мысли разных эпох приводятся на языке оригинала, при этом в большинстве случаев они снабжены русским переводом, специально заново предпринятым для данного случая.
Основной текст перевода снабжен трехуровневым комментарием. Словник основных аристотелевских терминов делает чтение перевода текста Ф. Брентано более доступным.
H.A. Печерская. Предисловие издателя к русскому переводу трактата
Франца Брентано «О многозначности сущего по Аристотелю» . . IX
Р. А. Громов. Франц Брентано и ренессанс Аристотеля в немецкой
философии XIX века XV
А. Ю. Вязьмин. От научного редактора LXIII
Франц Брентано
О МНОГОЗНАЧНОСТИ СУЩЕГО
ПО АРИСТОТЕЛЮ
Предисловие 3
Введение 5
ГЛАВА I. Сущее есть όμώνυμον. Множество его значений подчинено
четверичному делению на: о ν κατά συμβ€βηκός, ov ώς αληθές,
ov категорий и δν δυνάμζι και ενέργεια 11
ГЛАВА II. To ov κατά συμβφηκός (ens per accidens) 15
ГЛАВА III. Сущее в значении истинного — ov ώς αληθές 31
§ 1. Об истинном и ложном 32
§ 2. Об истинном и ложном в связи с понятиями ον ώς αληθές и μη
ov ώς φεΰδος 46
ГЛАВА IV. Сущее в возможности и в действительности (ον 8υνάμ€ΐ και
èvepyeia) 55
§ 1. Сущее, которое распадается на ov èvepyeia и ον δυνάμει,
является сущим в том значении, в каком это имя прилагается не
только к осуществленному, существующему в совершенной
действительности, действительно сущему, но и к простой реальной
возможности бытия 56
§ 2. Связи между состояниями возможности и действительности.
Κίνησις как актуальность, которая конституирует находящееся
в состоянии возможности как таковое 70
ГЛАВА V. Сущее согласно фигурам категорий 93
§ 1. Вводные замечания. Число категорий, установленных
Аристотелем, является вполне определенным. Различные понимания
аристотелевских категорий у современных комментаторов 93
§ 2. I. Категории не являются лишь каркасом для понятий; они — сами
реальные (reelle) понятия, όντα καβ'' αύτο εζω της διανοίας . . . 104
§ 3. И. Категории являются различными значениями ον, которое
высказывается о них κατ'' άναλογίαν, и притом двояким образом —
по аналогии пропорциональности и по аналогии к одному и тому
же термину 107
§ 4. III. Категории являются высшими синонимичными общими
понятиями, высшими родами сущего 122
§ 5. IV. Категории являются высшими предикатами первой
субстанции 126
§ 6. V. Категории различаются между собой по неодинаковому
отношению к первой субстанции 133
§ 7. VI. Категории отличаются друг от друга различными способами
предикации 139
§ 8. VII. То, что категории отличаются различными способами
предикации, не ведет к смешению деления категорий с делением на
пять универсалий, которые Аристотель называет τα περί τίνος
κατηγορούμενα (Top., I, 8,103 b 7). Последние различаются по
степени той «дефинирующей силы» (definierende Kraft), которой
обладает предикат для определения субъекта, по их способности
быть όρικόν в большей или меньшей степени 148
§ 9. VIII. Категории должны быть понятийно различными, то есть
одно и то же понятие не может подпадать непосредственно под
две различные категории 151
§10. IX. Различие категорий не обязательно является реальным
различием 156
§ 11. X. Не все реально сущее ov /caö'' αυτό попадает
непосредственно в одну из категорий. Видовые отличия и вещи, в которых
понятие не существует во всей своей полноте, причисляются
к соответствующему роду только косвенно (nur an der Seite
stehend) 161
§ 12. XI. Так как сущее, которое распадается на категории,
сказывается προς ''εν, а сами категории различаются согласно различным
способам существования в первой субстанции, то становится
возможной дедукция деления категорий 168
§ 13. XII. Дедуктивное доказательство для деления категорий должно
начаться с различения субстанции и акциденции. Первая не
допускает никакого дальнейшего деления, вторая распадается
сначала на два класса, абсолютных акциденций и отношений, первый
из которых распадается, в свою очередь, на классы ингеренций,
состояний (Affectionen) и внешних обстоятельств 172
§ 14. XIII. Наше истолкование «πίστις διά συλλογισμού» сходно
с теми, которые были даны рядом комментаторов в древнее и
новое время 201
§ 15. XIV. Между категориями Аристотеля и грамматическими
различиями таких понятий, как nomen substantivum и adjectivum,
verbum и adverbium, существует определенная гармония 208
§ 16. XV. Проделанное нами исследование принципа и значения
категорий позволяет также снять те возражения, которые
выдвигались с разных сторон против их деления у Аристотеля 216
А. Ю. Вязьмин. Словник основных терминов Аристотеля 243