Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций
Год: 2009
Автор: Ядов В. А.
Жанр: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии
Издательство: Интерсоцис
ISBN: 978-5-94348-053-9
Серия: Библиотека современного социогуманитарного знания
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 138
Описание: В курсе лекций рассматриваются основные категория классической социологии и раскрывается инструментальное значение современного деятельностно-активистского подхода в изучении социальных перемен в российском обществе. Издание имеет особый практический смысл для профессионального роста социологов, для их исследовательской деятельности. Предназначено для социологов, студентов магистратуры и аспирантов по социологии.
Предисловие ............................................................................................................ 5
Вводные замечания ................................................................................................. 8
Лекция первая. Полипарадигмальность
в современной социологии .......................................................................... 11
1.1. Научные школы и парадигмы .......................................................... 11
1.2. Почему возникают разные научные школы ................................. 12
1.3. Социологические метапарадигмы .................................................. 13
1.4. Нынешнее состояние макротеории ............................................... 18
Лекция вторая. Социальные общности и общество
как объект социологического исследования .............................................. 28
2.1. Обсуждение проблемы о предмете социологии ........................... 28
2.2. Необходимые и достаточные критерии зрелого общества .......... 31
Универсалии социальных общностей ............................................. 32
Понятие зрелого общества ................................................................ 33
Лекция третья. Социальные институты ........................................................ 37
3.1. Социальные институты в классической парадигме ...................... 37
3.2. Неоинституционализм — радикальная смена парадигмы .......... 38
3.3. Российские институты в анализе соотечественников ................... 42
3.4. Феномен экономической колеи ......................................................... 44
Лекция четвертая. Социальное расслоение ................................................. 49
Классовые теории Маркса и Вебера ................................................. 49
Деятельностно-активистский подход .................................................. 52
Концепция маргинализации ................................................................. 54
Концепция социальной ниши .............................................................. 54
Концепция эмерджентности Д. Блау .................................................. 55
Вместо структур — сетевые взаимодействия ................................. 56
Векторы социальной мобильности .................................................... 56
Лекция пятая. Культура и личность ................................................................ 59
5.1. Культура .................................................................................................... 59
5.2. Личность................................................................................................... 62
5.3. Национальный менталитет: культура, ставшая
компонентом самосознания личности ............................................ 65
5.4. Являются ли особенности национального менталитета
решающим фактором успешных трансформаций общества? .. 68
Лекция шестая. Макротеории социальных изменений .............................. 72
6.1. Раймон Будон о возможности применения
общенаучных методов в социологических прогнозах .................. 72
6.2. Оптимистические и пессимистические концепции
социальных трансформаций. Эволюционизм ................................. 74
Альтернатива девелопментализма — риск теории .................... 76
Теории циклических изменений ...................................................... 77
Деятельностно-активистская концепция ........................................ 79
6.3. Глобализация и ее воздействие на социальные изменения ......... 79
4
Лекция седьмая. Теоретико-концептуальные объяснения
«посткоммунистических» трансформаций ............................................... 86
7.1. Сомнения относительно традиционной теории
модернизации ...................................................................................... 86
7.2. Концепции посткоммунистических трансформаций .................. 90
Вклад Ральфа Дарендорфа ................................................................ 90
Теория Ильи Пригожина ................................................................... 91
Метафоры «транзита» ........................................................................ 91
Теория Петра Штомпки ..................................................................... 93
Системная концепция трансформации Т.И. Заславской ........... 94
7.3. Что считать завершением «переходного» периода? .................... 95
Лекция восьмая. Стратегии совмещения различных
теоретических подходов в эмпирическом исследовании ....................... 99
8.1. Варианты стратегий ............................................................................. 99
Комплиментарный подход ................................................................. 99
Дж. Тернер: «аналитическое теоретизирование» ................... 100
Использование универсального исследовательского
инструмента ......................................................................................... 101
Разработка интегральных теорий. Другие стратегии ............... 101
8.2. Проблема «макро-микро» в теории и программировании
эмпирического исследования .......................................................... 103
Макро-микро дилемма ..................................................................... 103
Путь к решению со стороны макротеоретиков ...................... 104
Путь к решению с позиций интерпретативной
социологии. Демонстративный пример ....................................... 106
8.3. Должна ли социологическая теория иметь
«национальные» черты? .................................................................. 110
Заключение ........................................................................................................... 114
Приложение 1. Советы студенту относительно работы
над рефератом и эссе .................................................................................... 117
Приложение 2. Обращение к коллегам-преподавателям: варианты
активных методик групповых занятий ........................................................ 119
Дебаты .............................................................................................................. 119
Панель ................................................................................................................ 121
Аналитический тренинг ................................................................................. 122
Задание .............................................................................................................. 122
Видеонаблюдение реальных практик ........................................................... 123
Игровое занятие по теме «Культура и личность». «Хэппенинг» ......... 124
On-line общение со студентами ................................................................... 125
Приложение 3. П. Штомпка. Теоретическая социология и
социологическое воображение .............................................................. 126