Э.Т.А. Гофман и И. Кант. Преодоление романтизма
Год: 2012
Автор: Калинников Л.А.
Издательство: Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта
ISBN: 978-5-9971-0240-1
Серия: Кант в мировой духовной культуре
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 241
Описание: В книге доказывается, что без учета влияния И. Канта на Э.Т.А. Гофмана многое в его творчестве оказывается малопонятным. Особенности мировоззрения писателя и его художественного стиля сложились под воздействием личности великого мыслителя и его философии.
Книга предназначается для широкого круга читателей, знакомых с творчеством Э.Т.А. Гофмана и интересующихся отношениями философии и искусства.
Предисловие 5
Мнение и знание. Вместо введения 8
Глава I. На краю романтизма или за его пределами?
Э.Т. А. Гофман и природа искусства в эстетике Канта 21
1.1. Философский монизм как почва романтизма и
дуализм И. Канта в качестве фундамента «двоемирия»
Э.Т. А. Гофмана 22
1.2. Теоретические проблемы движения искусства:
кантианство и художественный мир Э.Т. А. Гофмана 37
Глава II. «Мыслить себе предмет и познавать предмет не
есть... одно и то же», или Новелла «Песочный человек» в
свете гносеологии И. Канта 44
Глава III. О предшественнике пуделя Понто, а заодно и
кота Мурра, или О кантианстве естественном и
сверхъестественном 52
III. 1. Учитель и ученик — Мигель де Сервантес Сааведра
и Эрнст Теодор Амадей Гофман 55
Ш.2. Уж не колдун ли Кант? 60
III.3. Этология versus антропология 68
III A Canidae aut Hominidae? Какому из родов свойственна
мораль? 73
Глава IV. Художественная фантазия и отвлеченная
философия: загадки «Крошки Цахеса...» 80
Глава V. «Житейские воззрения кота Мурра...» в зеркале
житейских и метафизических воззрений Эрнста Теодора
Амадея Гофмана 103
V.l. Роман и судьба 104
V.2. О жанре романа «Житейские воззрения кота
Мурра...» 112
V.3. Философская антропология и роман 121
V.4. Роман и философская антропология 132
V.5. Пудель Понто как приверженец преимуществ
недобросовестности 142
V.6. Бес, но не хромой, или Извращенность человеческой
натуры 150
V.7. Личность, мудрость и творчество — положительные
герои романа 154
V.8. Кантианские мелодические обороты и штрихи 157
V.9. Non ex quovis ligno fit Mercurius! 165
V.10. Замысел и итог 170
Глава VI. Рождественская сказка «Мастер блоха»
(«Meister Floh»): моральная политика и политический морализм.... 172
VI. 1. Невольная политическая «карьера» 174
VI.2. Конец Burschenschaft''''a юношей-котов и смерть
одного из его героев 182
VI.3. Кто же главный герой? 188
VI.4. Рождественская сказка в качестве политической
сатиры 195
VI.5. Философия государства и права в сказке «Мастер
Блоха» 201
Глава VII. «Угловое окно кузена», или Гофман остается
Гофманом 212
Заключение 233