Русское название: Крик муравьев Оригинальное название: Krik.muravev Год выпуска: 2006 Жанр: Драма
Описание фильма: ...у Махмальбафа - совершенно нетипичный для него фильм об Индии - "Scream of the Ants". Лишний раз становится ясно, что людям нужны поводыри. Особенно это актуально в свете происходящей у нас массовой эйфории вокруг фильма Лунгина "Остров". Мохсен Махмальбаф, похоже, и сам поражен открывшейся ему Индией, как и его герои - иранцы, путешествующие по этой стране в поисках некоей истины. Они встречают массу фанатично верующих во что-то людей, падающих ниц перед местным "далай-ламой", останавливающим поезда своим чахлым телом. Кто-то приехал сюда из Германии и остался навсегда. Главный герой неожиданно покидает в ночи свою жену, выходит в странном, "погруженном" состоянии на улицу, где прямо на земле спит беднота, встречает проститутку, идет к ней и преклоняется там каким-то "богам" и "святыням". Повальный экстаз и якобы духовный поиск. Люди пребывают в поисках чуда, миракля, о чем, собственно, говорил и Лунгин, протягивая свою руку страждущим в качестве поводыря. У Паскалевича звучат даже слова о поисках позитива, которые становятся ключевыми не только у него и Махмальбафа, но и в целом ряде работ молодых режиссеров.
Пожалуй, Махмальбаф снял самую свою красивую картину, где прекрасно все самое простое: книга, плывущая по воде, красные луковицы на соломе, женщина в сари... Описание2: Как говорил мой учитель: <Если не знаешь, с чего начать фильм, сними поезд>. Этот безошибочный прием, с которого, собственно, и начался кинематограф, сидит в подсознании у каждого хорошего режиссера. Возможно, из-за поезда в начале, а может, благодаря постоянной игре на грани серьезности и самоиронии <Крик муравьев> неожиданно рифмуется с <Мертвецом> Джима Джармуша, таким же внутренним путешествием, только на Запад, вглубь американского ландшафта. Герои Махмальбафа живы, но мертва их вера, мертва их любовь. Остается надеяться, что Совершенный человек поможет им воскресить то и другое, но по пути они постоянно сталкиваются с типично индийскими двусмысленностями: чудес нет, но вместе с тем они повсюду; то же самое с истиной и Богом. Надо быть дураком, чтобы искать это всерьез. Чтобы найти это, надо стать дураком. Но дурак не понимает, нашел ли он что-то и что с этим делать. <Крик муравьев> похож на серию анекдотов: о человеке, умеющем останавливать взглядом поезда; о проститутке, которой герой платит почти все свои деньги за то, чтобы она, раздевшись, встала на четвереньки и поработала столом; наконец, о пастухе, которого спрашивают про Совершенного человека и тот говорит, что видел его несколько раз, а потом выясняется, что это и есть Совершенный человек, просто в доме у него нет зеркал. Понятно, что в каждой из этих историй поровну от анекдота и притчи, и прелесть фильма в идеальном балансе между ними. Идеально в "Крике муравьев" многое: мерно ускоряющийся ритм; структура, в которой начальная сцена на железнодорожной насыпи смешно и тонко рифмуется с финалом на берегу Ганга. Идеален, пожалуй, и образ Индии, равно пугающей и завораживающей, примитивной и абсолютно непонятной. Если вы уже были там, то вспомните многое. Если собираетесь - получите довольно точное представление о том, что ждет вас и чего ждете вы сами. Лента вызвала противоречивые отзывы в Иране из-за эротических сцен и религиозных дебатов. И не смотря на то, что интимные эпизоды на взгляд зрителя вполне целомудренны, в иранской киноиндустрии это относится к разряду шокирующих картин. [/spoiler] Режиссер: Мохсен Махмальбаф / Mohsen Makhmalbaf Актеры: Махнур Шадзи, Махмуд Чокроллахи, Карл Маасс, Тензин Чогял