Нарративные стратегии в творчестве Ф.М. Достоевского
Год: 2011
Автор: Ковалев О.А.
Жанр: Монография
Издательство: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та
ISBN: 978-5-7904-1154-0
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 318
Тираж: 500 экз.
Описание Исследование посвящено нарративным стратегиям в художественной литературе. Рассматриваются такие аспекты организации нарратива, как текст в тексте, система наблюдателей, виртуальный сюжет, процессуальность персонажа и другие. Особое внимание уделяется скрытым формам авторской рефлексии. Книга адресована специалистам в области нарратологии, творчества Ф.М. Достоевского, а также всем интересующимся проблемами нарратологии
Введение 3
Глава первая. Проблема субъекта в творчестве Ф.М. Достоевского 18
1.1. Проблема субъекта в нарративе: предварительные замечания 18
1.2. Повествование и идентичность 21
1.3. Авторство в культуре. Социология писателя как путь к пониманию авторских стратегий 25
1.4. Вопросы профессионального труда, самооценки и писательской самоидентификации в творчестве Ф.М. Достоевского 30
1.5. «Свое» и «чужое» в нарративе. Проблема Другого в творчестве Ф.М. Достоевского 36
1.6. Внутреннее и внешнее в нарративных стратегиях Ф.М. Достоевского 44
1.7. Подполье и поиск форм социализации как авторская стратегия 46
1.8. Творчество как исповедь. Ситуация исповеди в произведениях Ф.М. Достоевского 49
Глава вторая. Формы эстетической рефлексии 57
2.1. Имплицитная рефлексия о литературе 57
2.2. Метатекст. Текст в тексте 63
2.3. Литературность как текстовая стратегия 67
2.4. Творчество Ф.М. Достоевского как единый текс 70
2.5. Повтор как нарративная стратегия 75
2.6. Вопросы повествовательной техники у Ф.М. Достоевского: хаос vs порядок 78
2.7. Гоголь в нарративных стратегиях Ф.М. Достоевского 85
2.8. Как сделан рожден Макар Девушкин: человек говорящий-пишущий-подглядывающий в романе «Бедные люди» 88
2.9. Как в зеркале: эстетическая рефлексия в повести «Двойник» 101
Глава третья. Вымысел и реальность 112
3.1. Нарратив как форма организации опыта 112
3.2. Фантазия и вымысел как основа нарративного творчества 126
3.3. Проблема реального в нарративе 132
3.4. Два уровня реальности 138
3.5. Принцип локализации и чувство реального у Ф.М. Достоевского 140
3.6. Виртуальная реальность в произведениях Достоевского 148
3.7. Визуальное в нарративе 153
3.8. Время и нарратив в романе «Подросток» 157
Глава четвертая. Писатель и проповедник 165
4.1. Вера и сомнение у Ф.М. Достоевского 165
4.2. Проблема выражения авторской позиции 167
4.3. Определенность vs неопределенность 171
4.4. Достоевский как проповедник: художник или мыслитель 186
4.5. Концепция личности Ф.М. Достоевского в контексте его нарративных стратегий 193
4.6. Курс на сложность 202
4.7. «Кончено и рассказано»: нарративные стратегии в романе «Бесы» 207
Глава пятая. Коммуникативная структура нарратива 223
5.1. Коммуникативные и нарративные стратегии. Проблемы коммуникации у Ф.М. Достоевского 223
5.2. Литература и власть 227
5.3. Фактор адресата в творчестве Ф.М. Достоевского 230
5.4. Повествовательные инстанции 236
5.4.1. Персонаж как повествовательная единица 236
5.4.2. Автор и персонаж. Эмпатия как основа вымысла 240
5.4.3. Автор и повествователь 246
5.5. Нарратив и дискурс 259
5.5.1. Мимесис и диегесис 259
5.5.2. Мечтательность в диегесисе и дискурсе 261
5.5.3. Обнажение, подслушивание и подглядывание в нарративе и дискурсе 263
5.6. О парадоксальности нарративных стратегий в романе «Подросток»: Аркадий Долгорукий vs Федор Достоевский 269
5.7. Рассказ «Вечный муж» в творческой эволюции Ф.М. Достоевского 281
Заключение 288
Библиографический список 292